Журнал
BMW 3 серия
BMW 3-серии. Покупать или нет?

BMW 3 серия

Автомобили марки BMW всегда пользовались заслуженным уважением у российских водителей. Говорят, у этих машин есть своя аура, из-за которой медленно и спокойно ездить на BMW не получается. Все это в полной мере относится и к последней BMW 3-серии.

Автомобили марки BMW всегда пользовались заслуженным уважением у российских водителей. Говорят, у этих машин есть своя аура, из-за которой медленно и спокойно ездить на BMW не получается. Все это в полной мере относится и к последней BMW 3-серии.

Выпускаемая с 1998 года «трешка» носит индекс Е46. Машина эта в России достаточно популярна и на рынке секонд-хенд их с каждым днем все больше и больше. Кроме того, «трешка» в кузове Е46 вызывает интерес еще и потому, что эту модель собирали и до сих пор собирают в Калининграде на предприятии «Автотор». Нужно сразу сказать всем скептикам, которые морщатся, услышав, что «трешка» собрана в Калининграде. Несмотря на все домыслы, «российские» BMW по качеству ничуть не уступают машинам сделанным изначально в Германии. А преимущества у «трешек» с российской пропиской есть, ведь они лучше подготовлены для эксплуатации в тяжелых условиях – такие автомобили обладают так называемым «восточным пакетом», который включает в себя усиленные передние и задние стабилизаторы, более жесткие амортизаторы и увеличенные на полвитка пружины. Кроме того, электроника настроена на запуск автомобиля в сильные морозы. Кстати, адаптировать для наших условий можно и машину, пригнанную из Европы. Установка на фирменном сервисе других амортизаторов, пыльников, проставок и пр. вместе с запчастями и работой будет стоить около $1200. Немало. Именно поэтому многие отказываются от этой услуги, предпочитая ездить на «неприспособленных» автомобилях. Хотя, на самом деле, BMW 3-серии лучше многих иных иномарок годится для езды по нашим направлениям. Стандартная защита двигателя очень неплохо спасает моторный отсек от проникновения грязи, а, например, та же выпускная система находится в тоннеле днища и прикрыта «экраном».

Стоит отметить, что в Калининграде всегда делали лишь седаны BMW, хотя кузовная гамма «трешек» очень широка. Большой любовью у европейских водителей пользовался универсал Touring. Есть также двухдверное купе, трехдверный хэтчбек Compact, а также очень элегантный кабриолет. Несколько в стороне от этих моделей стоит знаменитая версия М3 (ее делали в виде купе или кабриолета). Такие автомобили на базе кузова Е46 оснащаются 3,2-литровым 6-цилиндровым двигателем мощностью 343 л.с. Звучит это, конечно, хорошо, но приобретение настоящей BMW M3, пожалуй, можно назвать самой невыгодной покупкой с практической точки зрения. Подержанная М3 (особенно с пробегом более 100 тыс. км) будет постоянно требовать довольно серьезных финансовых вливаний, а подвеска этой машины все-таки слишком жесткая для ежедневной эксплуатации на наших дорогах.

Покупая BMW 3-серии в кузове Е46 нужно большое внимание уделить проверке того, попадала машина в серьезные аварии или нет. Восстановление «трешек» занятие довольно сложное и требует не только необходимого оборудования, но и большого опыта. Если где-то схалтурить, то тогда начнутся проблемы с подвеской, рулевым и пр. Так что, даже если машина внешне выглядит идеально, обязательно нужно заехать на СТО по ремонту BMW и проверить сход-развал всех колес (эта операция на фирменном сервисе стоит порядка $80, причем, без работ по регулировке). Если выставить правильное положение колес не получается, то тогда два варианта: либо в подвеске что-то серьезно изношено, либо автомобиль попадал в крупное ДТП. А еще неплохо бы заглянуть в багажник, где находится аккумулятор. Оказывается, современные BMW оснащаются пиропатроном, который в случае ДТП отстреливает положительную клемму аккумулятора! Патрон срабатывает при сильном столкновении и защищает тем самым от риска возникновения пожара (хотя в редких случаях он стреляет когда первой снимается отрицательная клемма). Если автомобиль постанавливался после ДТП по дешевому варианту, то тогда новый пиропатрон ставят не всегда, ведь он стоит более $300.

Что касается счетчика пробега, то его опытные перегонщики и продавцы автомобилей, как правило, не скручивают. Дело в том, что информация о пройденных километрах находится в современных BMW сразу в нескольких электронных блоках и одновременно везде скрутить пробег просто нереально. И как только появляется расхождение в этих данных (то есть было вмешательство в электронный спидометр), то тут же на доске приборов чуть правее букв km загорается красная точечка.

Оснащение BMW 3-серии очень хорошее. «Средние» комплектации «трешки» имеют несколько подушек безопасности (максимально их может быть восемь), кондиционер, бортовой компьютер и так далее. Также в оснащение обычно входит противобуксовочная система ASC+T (АБС, естественно, тоже есть). Кстати, ASC+T отлично помогает при езде по скользкому покрытию – благодаря ей застрять на BMW 3-серии очень сложно. Многие машины имеют штатную противоугонную систему, которая считается очень неплохой. Иногда можно услышать мнение, что из-за очень сложной электроники дополнительные сигнализации на BMW 3-серии нельзя ставить ни в коем случае. А если и ставить, то надо непременно обращаться только на фирменное сервисы. На самом деле это не так. По словам установщиков, свои сложности в монтаже сигнализации на «трешки» в кузове Е46 есть, однако мастер с опытом их решит без особых проблем.

Если за рулем автомобиля сидел не законченный грязнуля, то тогда претензий к салону автомобиля быть не должно. Многие водители BMW 3-серии Е46 отмечают очень хорошую работу внутрисалонного фильтра, который прекрасно задерживает всю пыль. Фильтр этот надо не забывать менять каждые 40-50 тыс. км., что стоит порядка $30-35. Даже на автомобилях первых годов выпуска должны спокойно закрываться двери и работать все механизмы, хотя в конце 90-х годов были жалобы на разнообразные кармашки с микролифтом, которые периодически ломались. Однако довольно скоро все эти проблемы были решены, а вышедшие из строя очечники и тому подобное были заменены еще по гарантии. В салоне стоит заглянуть под коврик перед пассажирским сиденьем. Под ним проложен жгут проводов. Он может пострадать от влаги и грязи, которая неизбежно там скапливается. Что касается способа борьбы с этой напастью, то пока ничего более простого и дешевого, чем подкладывание под ковер газет, еще не придумали.

Больше всего на вторичном рынке BMW 3-серии в кузове Е46 с 4-цилиндровыми двигателями. Такие автомобили изначально стоили дешевле, чем модели со знаменитыми 6-цилиндровыми агрегатами. «Трешка» имела несколько 4-цилиндровых моторов. Самый слабый обладал объемом 1,6 л. (102 л.с.) и его можно увидеть лишь под капотом 3-дверных хэтчбеков первых годов выпуска (модель обозначается, как 316i Compact). После 2001 года появилась новая гамма 4-цилиндровых двигателей с системой Valvetronic. Начиная с этого момента под капот версии 316i Compact стали ставить уже 1,8-литровый мотор (115 л.с). Много на рынке и «бюджетных» седанов 316i. Они сначала оснащались простым 8-клапанным мотором объемом 1,9 л. мощностью 105 л.с., а затем получили 1,8-литровые 16-клапанные агрегаты (115 л.с.). Далее идет версия 318i. Такие автомобили тоже могут иметь разные двигатели. Так, сделанные в конце 90-х годов модели оснащались 1,9-литровым мотором (8 клапанов, 118 л.с.), а хэтчбек 318i Compact имел при этом такой же по объему агрегат, но с 16 клапанами (140 л.с.). Ну а трехлетние 318i обладают уже 2,0-литровым двигателем мощностью 143 л.с.

Однако настоящие поклонники BMW свято верят в то, что истинное удовольствие за рулем можно получить лишь когда под капотом стоит 6-цилиндровый мотор. И действительно, рядные «шестерки» всегда были козырной картой BMW, ведь они обладают не только достаточно большой мощностью, но и делают езду на автомобиле очень комфортной. Самой скромной BMW 3-серии в кузове Е46 с 6-цилиндровым мотором является версия 320i, которая выпускалась с 1999 по 2001 года. Такие автомобили оснащались 2,0-литровым мотором мощностью 150 л.с. (после 2001 года модели 320i могли похвастаться уже двигателем объемом 2,2 л., который выдавал 170 л.с.). Разные силовые агрегаты можно встретить и на машинах с надписью 325i, которые оснащались 2,5-литровым мотором. Сначала он выдавал 170 л.с., а с 2001 года уже 192 л.с. Очень популярной у любителей скоростных автомобилей является модификация 328i с 2,8-литровым агрегатом (193 л.с.), который позволяет разогнаться уже до 240 км/час. Но еще более крутой стала BMW 330i, появившаяся три года назад. Такой автомобиль оснащен уже 3,0-литровым мотором мощностью 231 л.с.

И сразу же можно сказать о дизелях. Непонятно почему, но в России многие до сих пор уверены, что такие моторы подойдут лишь аморфным пенсионерам, которым спешить уже, в общем-то, некуда. Ничего подобного! Современные дизельные BMW ничуть не уступают многим автомобилям с бензиновыми двигателями. Всего под капотом «трешек» можно встретить четыре дизеля. Самый слабый из них имеет объем 2,0 л. и мощность 115 л.с. (версия 318d). Даже такой автомобиль с механической коробкой передач имеет максимальную паспортную скорость более 200 км/час! Что уж говорить о других дизелях, ведь модель 320d имеет мотор объемом 2,0 л. (136 л.с. или 150 л.с.). Но все же самой потрясающей дизельной «трешкой» является модель 330d. Она может похвастаться 3,0-литровым 6-цилиндровым дизельным двигателем мощностью 204 л.с! Это лишь на 27 «лошадок» меньше, чем у такого же по объему бензинового агрегата. Стоит отметить, что сразу же после своего выхода на российский рынок компания BMW решила не поставлять к нам дизельные моторы. Главной причиной этого шага было очень низкое качество солярки. Однако проведенные недавно специалистами BMW исследования показали, что наше дизельное топливо не такое уж и паршивое, и его вполне можно заливать в баки BMW. Так что если покупать топливо на хороших АЗС и менять топливный фильтр и масло каждые 10 тыс. км., то тогда никаких проблем с дизелем быть не должно долгое время.

Что касается бензиновых двигателей, то тут называются разные цифры периодичности технического обслуживания. Вообще в автомобиле установлена система предупреждения о необходимости заезда на сервис, которая учитывает не только километраж, но и то в каких условиях эксплуатировалась машина (поездки на короткие расстояния и длительная работа на холостом ходу сокращают периодичность ТО). Однако российские мастера по ремонту BMW часто рекомендуют заливать новое масло не тогда, когда подскажет компьютер (обычно это происходит при 20-25 тыс. км), а каждые 10-15 тыс. км. Дело в том, что двигатели BMW, пожалуй, как никакие другие требовательны к качеству масла. При этом масло нужно лить только то, что рекомендовано BMW – оно должны быть «пожиже», так как практика показывает, что длительное использование слишком густых масел губительно для баварских моторов. Также даже при совершенно исправном двигателе нужно постоянно проверять уровень масла – давно известно, что моторы BMW любят его «покушать». Причем, речь идет о довольно приличных потреблениях. Считается, что даже чуть больше одного литра на 1 тыс. км. пути это допустимо! Но тут уж ничего не поделаешь.

Часто при длительной эксплуатации автомобиля в России из-за нашего не самого лучшего бензина в двигателе могут образоваться отложения, приводящие к падению компрессии. На сервисах BMW об этом знают и предлагают залить в мотор специальную жидкость, благодаря которой компрессия восстанавливается. Кстати, при езде на BMW 3-серии совсем не обязательно использовать 98-й или даже 95-й бензин. Двигатели «трешек» вполне могут переваривать и 92-й. Мало того, опыт владельцев BMW показывает, что в крайних случаях в бак можно лить и 76-й бензин. Удивительно, но, несмотря на наше топливо, свечи зажигания NGK с четырьмя электродами способны работать до 100 тыс. км! Каждая свеча стоит примерно по $15-18 (работа по их замене еще $20-50). Одновременно со свечами рекомендуется прочистить и форсунки ($50).

При своевременном техобслуживании и более-менее аккуратной эксплуатации баварские моторы (как 4-, так и 6-цилиндровые) будут служить очень долгое время. Например, владельцы BMW могут даже не опасаться обрыва ремня ГРМ, так как вместо него использована цепь, способная без проблем служить более 250 тыс. км. Каких-то серьезных «болячек» двигатели не имеют. Из более частых ремонтов стоит отметить выход из строя помпы, которая имеет пластмассовую крыльчатку. Цена фирменного насоса - $80, но многие рекомендуют поставить неоригинальную деталь за $40. Бывают проблемы и с термостатом, где ломаются пластиковые направляющие. В этом случае надо покупать новый термостат ($40-55).

В паре даже с самыми мощными двигателями может работать как механическая, так и автоматическая КПП. И те и другие трансмиссии надежны и не доставляют проблем, вот только на автомобилях первого года выпуска с «механикой» плохо включалась первая передача. Но к настоящему моменту проблемные КПП уже, скорее всего, заменены на новые (это делалось еще по гарантии). При пробеге более 100 тыс. км иногда начинает подтекать сальник механической КПП, но это обходится в $50-60 вместе с запчастями.

Ни у кого не вызывает сомнения, что «трешка» способна доставить большое удовольствие от быстрой езды, но… Есть одно существенное «но». Дело в том, что подвеска BMW создавалась для эксплуатации на хороших дорогах. А вот на нашем асфальте с большим количеством стыков, швов, выбоин и неровных трамвайных рельс машина уже воспринимается как жестковатая. Ну и, конечно, на надежности это все тоже сказывается. Причем, довольно сильно. Если в Германии BMW 3-серии в кузове Е46 проходят порядка 100 тыс. км. без поломок в подвеске, то у нас ее приходится ремонтировать уже через 25-50 тыс. км.

Обычно чаще всего надо менять стойки стабилизатора (порядка $50 за штуку вместе с работой), а также сайлент-блоки рычагов. Один раз сайлент-блоки можно перепрессовать, но затем придется покупать новый рычаг, что вместе с последующей регулировкой угла установки колес обойдется почти в $350 (сейчас BMW поставляет на запчасти рычаги немного измененной конструкции, которые стали более надежными). Неплохо бы проверить и амортизаторы (их хватает примерно на 100 тыс. км), ведь замена всех четырех на фирменном СТО будет стоить $700-800. А вот задняя подвеска на удивление почти не требует к себе внимания. Чего нельзя сказать о рулевом управлении. И если необходимость замены рулевых наконечников (порядка $100) не надо рассматривать, как какой-то криминал, то вот люфт в рулевой рейке должен насторожить. Дело в том, что регулировка рейки помогает не всегда (на фирменном СТО этого и вовсе не делают), а замена детали обойдется более чем в $1 тыс. И нужно быть готовым, что иногда эту операцию приходится осуществлять каждые 2-3 года! Что касается тормозов, то колодки (они дисковые на всех колесах) надо менять через 30-50 тыс. км. Они идут вместе с датчиком АБС и обходятся в $80-100 за комплект.

Принято считать, что лучше для BMW 3-серии подходит 6-цилиндровый двигатель, однако стоит заметить, что на рынке чаще встречаются машины с 4-цилиндровыми агрегатами. К тому же они и стоят дешевле. Но покупая BMW нужно помнить, что на этом автомобиле можно ездить либо быстро, либо… не ездить вообще. Так что неопытные водители должны дважды подумать, прежде чем решить приобрести «бомбу».

Экскурс

Впервые BMW 3-серии появилась еще в 1975 году (кузов Е21). Однако в компании BMW иногда говорят, что историю третьей серии стоит вести с 1966 года, когда была представлена первая компактная модель BMW 1600-2. Под капотом этого двухдверного седана находился 1,6-литровый двигатель мощностью 85 л.с. Цена автомобиля в то время составляла в Германии 8650 марок.

«Трешка» в кузове Е21 выпускалась до 1982 года, после чего была показана новая модель с индексом Е30. Этот автомобиль стал несколько больше своих предшественников, а также имел новые мощные моторы. В 1985 году BMW начала выпуск полноприводной модификации 325iX с 6-цилиндровым 2,7-литровым мотором мощностью 122 л.с. В том же году была показана и самая быстрая версия «трешки» под названием М3, которая получила двигатель мощностью 200 л.с. (иногда 195 л.с.). В 1986 году начали выпускать очень красивый кабриолет на базе BMW 3-серии, а чуть позже появился и универсал.

В 1991 году BMW прекратила выпуск большинства модификаций BMW 3-серии в кузове Е30, так как ей на смену пришла новая модель – BMW 3-серии в кузове Е36 («трешки» Е30 делали до 1993 года в виде кабриолетов и универсалов). 3-серия Е36 имела много модификаций кузовов, ведь помимо седанов и универсалов выпускался кабриолет, купе и 3-дверный хэтчбек (Compact).

Спустя семь лет после дебюта Е36 пришло время представить следующую модель. BMW 3-серии нового поколения получила обозначение Е46. Первоначально автомобиль выпускался в виде купе и седана, однако к настоящему моменту кузовная гамма включает в себя также универсал, купе и хэтчбек. Естественно, есть и версия М3 (купе или кабриолет), которая была показана в 2000 году. Этот автомобиль имеет 3,2-литровый двигатель мощностью 343 л.с. А в 2003 году BMW представила модификацию M3 CSL с облегченным кузовом и мотором мощностью 360 л.с.

В 2001 году BMW 3-серии подверглась рестайлингу. Модернизированные автомобили можно узнать в первую очередь по передним фарам, которые стали полностью прозрачными (раньше «поворотники» были желтыми). Кроме того, в 2001 году под капот «трешки» начали устанавливать много новых современных двигателей.

#BMW #3 серия
Autoban.km.ru