На международной промышленной выставке «Иннопром. Беларусь», стартовавшей 29 сентября в Минске, публике впервые продемонстрировали разрабатываемый с 2021 года российский электромобиль «Атом». Как сообщил корреспондент «Автоновостей дня», новинку представили в виде предсерийного образца.
По информации издания, серийный выпуск электромобиля планируется наладить на мощностях московского автозавода «Москвич» до конца текущего года. Однако о точной дате старта продаж разработчики пока не сообщают, ориентируясь на 2026 год. Также остается неизвестной и стоимость будущей модели, но в компании заверяют: «Атом» нацелен на широкий круг покупателей и, по прогнозам, будет востребован как индивидуальными клиентами, так и корпоративным сектором, включая сервисы такси.
Известно, что электромобиль сможет преодолевать до 500 километров на одном заряде аккумулятора. По словам корреспондента, тестовый экземпляр отличается для своего класса значительным клиренсом — 170 мм, что приближает его к кроссоверам. В багажнике отсутствует традиционная «запаска» или докатка — вместо них владельцам придется использовать ремкомплект. Пятая дверь оборудована гидравлическим приводом, но электрический привод багажника реализовать не удалось из-за наличия электропривода пассажирской двери.
Первый полноценный прототип «Атома» был официально представлен в мае 2023 года в Москве. Спустя месяц команда разработчиков уведомила о завершении сборки 26 тестовых электромобилей серии VC (Vehicle Check). Этот этап обозначили как крайне важный для подготовки к запуску серийного производства и для финальной настройки технологических процессов.
На данный момент продолжаются испытания ключевых компонентов и систем автомобиля. Следующим шагом станет выпуск пробной серии PT (Plant Trial), необходимой для финальной отработки конвейерных производственных процессов и контроля проектных нормативов: времени цикла, стабильности и повторяемости операций.
Серийная версия «Атома» будет оснащена собственным голосовым ассистентом. Система позволит дистанционно управлять климатом в салоне, регулировкой положения дверей, окон, рулевого колеса, зеркал, сидений и светотехникой. Благодаря нейросетевым технологиям ассистент сможет учитывать личные предпочтения владельца — например, предлагать по маршруту интересные заведения, достопримечательности и популярные у путешественников места.
Будущий серийный электромобиль получит кузов, выполненный из сочетания пяти различных металлов с запатентованной технологией силовых порогов. Модель оснастят 204-сильным электромотором, выдающим крутящий момент до 294 Нм, и батареей емкостью 77 киловатт-часов, которая обеспечит запас хода до 500 километров.
Электромобиль также получит собственную цифровую архитектуру, включающую кибербезопасную операционную систему «Атом ОС», маркетплейс и фирменный идентификатор Атом ID. Для удобства управления предусмотрен руль с сенсорным дисплеем, встроенный голосовой помощник и инновационная система проекции дополненной реальности прямо на лобовое стекло.
Ранее сообщалось, что для «Атома» предусмотрят несколько специальных версий, ориентированных на бизнес. Не исключается выпуск моделей с различными габаритами и типами привода — эту возможность журналистам подтвердил директор по бренду, маркетингу и связям с общественностью Никита Березовский.
Автор материала: Иван Бахарев