Главная Новости Потенциальная история: два революционных ЛуАЗа, которые могли изменить будущее автомобильной промышленности
Новости

Потенциальная история: два революционных ЛуАЗа, которые могли изменить будущее автомобильной промышленности

ЛуАЗ-1301 и ЛуАЗ Прото: внедорожные проекты российского автопрома 80-х. Узнайте, какие инновации и технологии планировались для этих автомобилей, и почему им не суждено было выйти на массовый рынок.
single
Фото: Carsweek.ru

Представьте себе мир, где советский автопром не просто выпускал "народные" машины, но и опережал время, создавая по-настоящему современные внедорожники. Это не фантастика! В конце 1980-х годов, за считанные годы до распада Союза, велась активная работа над двумя амбициозными проектами ЛуАЗа – ЛуАЗ-1301 из Луцка и ЛуАЗ Прото из Ленинграда.

Эти автомобили могли стать прорывом, но их судьба оказалась тесно связана с судьбой огромной страны.

Фото: Carsweek.ru

ЛуАЗ-1301: прорыв из Луцка

В Луцке инженеры работали над ЛуАЗ-1301, который обещал стать значительно усовершенствованной версией известного вездехода.

Фото: Carsweek.ru

Сердце и трансмиссия: под капот этой новинки установили вполне современный для того времени и экономичный 1,1-литровый двигатель МеМЗ-245, позаимствованный у "Таврии". Он выдавал 53 лошадиные силы.

Трансмиссия была серьезно переработана: убрали коробку с первой понижающей передачей, заменив её новой четырехступенчатой коробкой, которая функционировала вместе с полноценной раздаточной коробкой. Более того, автомобиль имеет блокировку межосевого дифференциала, что значительно улучшало проходимость.

Фото: Carsweek.ru

Скорость и безопасность: ЛуАЗ оснащен дисковыми тормозами, размещенными спереди, что было существенным улучшением. Задние барабанные тормоза отличались использованием алюминиевых барабанов и вставками из чугуна.

Машина могла развивать неплохую скорость, максимум 120 км/ч. Это был настоящий прорыв, если сравнивать ее с предшественником моделью 968М, который еле достигал 95 км/ч.

Фото: Carsweek.ru

Инновационный кузов и универсальность: внешне машина также выделялась. В конце 80-х годов построено несколько серийных образцов с уникальным кузовом. Он был создан на основе стального каркаса с легкими наружными панелями.

Тогда эта конструкция из стеклопластика, позволяла легко делать модификации различного назначения. Помимо базового авто с жесткой и съемной задней частью крыши, был предусмотрен пикап и модификация, оснащенная тентом. Колеса у этой версии были 13-дюймовыми.

Фото: Carsweek.ru

Испытания и светлые надежды: ЛуАЗы проходили активные испытания на Дмитровском полигоне. Прототипы продували в аэродинамической трубе. Уже в это время назревало политическое и экономическое напряжение в стране, но перспективы Луцкого проекта были еще реальными.

ЛуАЗ Прото: Ленинградский вызов

В 1988 году, в Ленинграде началось производство собственного небольшого вездехода, получившим имя ЛуАЗ Прото. Он отличался от своего луцкого "собрата".

Особый подход к приводу и коробке: у "Прото" был необычный подход к полному приводу. Основным сделали задний, а передний можно было подключить, как у старого доброго ЛуАЗ-969М. Что интересно, отдельной "раздатки" у него не было.

Фото: Carsweek.ru

Но инженеры придумали кое-что получше: новую шестиступенчатую коробку передач, в которой сразу было две специальные пониженные передачи для бездорожья. Это полностью компенсировало отсутствие отдельной раздаточной коробки, делая машину очень проходимой.

Общий мотор, но разные габариты: двигатель у ленинградской машины был тот же самый, что и у луцкой версии ЛуАЗ-1301 – 1,1-литровый МеМЗ-245 от "Таврии", мощностью 53 лошадиные силы. Его также использовали на специальном подрамнике. Но вот в размерах были отличия! Колесная база Прото была увеличена на 20 см, достигая 2,3 м. Благодаря этому в салоне много места.

Фото: Carsweek.ru

Продвинутая подвеска и колеса "как у Нивы": что касается подвески, спереди "Прото" получил такую же систему McPherson, как и ЛуАЗ-1301. А вот сзади установили зависимую подвеску, были и продольные рычаги и стабилизаторы поперечной устойчивости. Колеса солидные – шины на 16 дюймов, прямо как у "Нивы", что намекало на серьезные внедорожные способности.

Стиль, удобство и взгляд в будущее: стиль ЛуАЗ Прото был очень выглядел современно для тех лет. Машина красивая, а также была практичной: заднее сиденье при необходимости сдвигалось вперед на 10 см, значительно увеличивая место для перевозимого груза. Как и у модели 1301, задняя часть пластиковой крыши съемная, добавляя универсальности.

Фото: Carsweek.ru

В 1989 году прототип ездил на показы в столицу. А в лаборатории Питера уже работали над вторым, еще более крупным экземпляром, который планировали оснастить агрегатами от ВАЗ-2108. Очень амбициозные планы, согласитесь!

Горький финал: как история перечеркнула будущее

К сожалению, работы над ленинградским внедорожником были прекращены. В Москве авто восприняли скорее как концепт-кар, каковым он по сути и являлся, и его дальнейшее развитие всерьез никто не воспринимал. В Луцке же продолжали работать над ЛуАЗ-1301, который был ближе к серийному производству и прошел много испытаний.

Наступил 1991 год. Прототипы третьей версии 1301 проходили тесты на полигоне, Советский Союз заканчивал свое существование. Система единого союзного государственного автопрома была развалена раньше, лишив такие проекты будущей поддержки.

Стоит отметить, что в Луцке получилось запустить в производство модернизацию серийного внедорожника - 1302, с тем же 53-сильным мотором "Таврии". Эти авто выпускали до 2002 года, но объемы производства постоянно сокращались. Много интересных модификаций и прототипов, разработанных в 1980-х, так и не вышли за рамки опытных образцов.

Это была общая участь для многих перспективных проектов советского автопрома, похороненных вместе со страной.

Ранее мы писали, как "Соболь" победил "Газели" и легендарные УАЗы.

Источник. Фото - dzen.ru.

Источник

Нравится нашим читателям

Статьи

Отзывы о Belgee X50: реальный опыт владельцев белорусского кроссовера

Редакция·29.08.2025
Статьи

Обзор моделей Baic для семейных поездок

Редакция·17.07.2024
ТестыСтатьиОбзоры

Как редакция Time Out отправилась в долгое путешествие на автомобиле и не рассорилась

Редакция·27.06.2024
Новости

Конфигуратор Porsche Taycan 2025 позволяет вам погрузиться в фантастический мир с 938-сильной мощностью

Иннокентий Петров·07.02.2024