Мотоциклы «Ковровец» и «Восход» для многих стали отправной точкой в мире моторизированной техники. Завод имени Дегтярёва на протяжении десятилетий выпускал уникальные модели, которые занимали промежуточное место между легкими и средними мотоциклами. Изначально инженеры предприятия взяли за основу немецкий DKW RT 125, но в дальнейшем увеличили рабочий объем двигателя до 175 см³.
Существенная модернизация произошла уже в период после распада СССР, когда специалисты ЗиД разработали еще более мощный мотор объемом 200 см³. Именно этой главе истории посвящен сегодняшний материал редакции carsweek.ru — речь идет о модели ЗиД Сова 175/200.
В начале 1990-х на рынке мотоциклов наметился спад: бывшие советские граждане столкнулись с новыми проблемами, а автомобили из-за рубежа и современные мотоциклы вытеснили привычную технику. Завод имени Дегтярёва остро ощутил последствия экономических перемен: поставщики не оплачивали продукцию, логистика разрушилась, а ресурсов на продолжение производства катастрофически не хватало.
Тем не менее, благодаря оружейному направлению, мотоциклетное производство удалось сохранить. В 1993 году завод представил новую модель — ЗиД-175 Сова, а позже — и вариант с двигателем на 200 см³.

Фото: Carsweek.ru
ЗиД Сова заметно отличался от прежних моделей, таких как Восход 3М-01, современным внешним видом и лучшей динамикой. Хотя конструкция оставалась двухтактной, инженеры Коврова максимально адаптировали мотоцикл к условиям ограниченного финансирования.
Название «Сова» тоже вызывает вопросы: известно лишь, что от бренда «Восход» отказались осознанно. Причиной тому стали проблемы с качеством сборки и желание подчеркнуть новую внешность техники. Известна версия, что название связано с символикой предприятия: раньше мотоциклы украшали значки с зайцами, а теперь появилась сова — хищник по отношению к зайцам. Английское написание «COBA» иногда вызывало ассоциации с именем Сталина или даже с Кубой.
Внешний вид ЗиД Сова вобрал в себя черты разных направлений: бак каплевидной формы напоминает круизеры, а ходовая часть ближе к эндуро. По конструкции мотоцикл напоминал Jawa 638, но с элементами уникальной переработки.

Фото: Carsweek.ru
Несмотря на изменения, универсальность осталась ключевой чертой модели. При весе 122 кг и удобной прямой посадке, мотоцикл подходил для дальних поездок. В 1993 году ЗиД Сова с двигателем 200 см³ пользовался стабильным спросом, часто становясь альтернативой мотоциклам Минск и Иж. Это было значительным успехом для завода, чья предыдущая продукция уступала белорусским аналогам.
Главным нововведением стал увеличенный до 200 см³ двигатель, что упростило ремонт и обслуживание: даже в полевых условиях байк можно было починить подручными средствами.
Модель с мотором 175 см³ была выпущена в первую очередь для получения средств на дальнейшие разработки. Новый двигатель объемом 200 см³ сохранил мощность 15 л.с., однако увеличенный крутящий момент позволил сократить разгон до 100 км/ч с 25 до 21 секунды.
Двигатель двухтактный с карбюраторной системой питания, воздушным охлаждением и расходом топлива 4–4,5 литра на 100 км. Максимальная скорость составляла 107–110 км/ч.

Фото: Carsweek.ru
Коробка передач — механическая, четырехступенчатая. Передняя подвеска — телескопическая вилка, задняя — два амортизатора. На всех колесах установлены барабанные тормоза, что для легкой техники вполне достаточно.
С точки зрения эксплуатации, ЗиД Сова оснащался широким двухместным сиденьем, которое обеспечивало комфорт водителю и пассажиру. Однако производитель отмечал, что общий вес обоих не должен превышать 120 кг из-за особенностей мощности и управляемости.
Руль способствовал удобной посадке, а уставать руки начинали лишь после полутора часов езды. Приборная панель отличалась простотой: спидометр и несколько контрольных ламп. Для дополнительного удобства мотоцикл комплектовался прочным багажником и двумя подножками — боковой и центральной.

Фото: Carsweek.ru
Основные поломки были связаны с качеством сборки, например, в некоторых случаях приходилось очищать новый топливный бак от загрязнений. Сейчас владельцы чаще сталкиваются с ослаблением крепежей и обрывами тросиков.
Запуск двигателя обычно не вызывает сложностей благодаря бесконтактному электронному зажиганию. С использованием обогатителя мотоцикл заводится с первого или второго раза даже в холодную погоду.
Максимальная скорость ЗиД Сова составляет 105–110 км/ч, однако оптимальная для долгих поездок — 70–80 км/ч. При постоянной езде на высоких скоростях ресурс поршневой группы сокращается.
Сравнивать ЗиД Сову с зарубежными аналогами не вполне корректно, однако ухоженный экземпляр остается востребованным для эксплуатации, особенно в сельской местности, благодаря своей прочности и неприхотливости.
Справка
ЗиД «Сова» — это советский дорожный мотоцикл, выпускавшийся на Заводе имени Дегтярёва (ЗиД).
Ранее редакция рассказывала об уникальном советском мотоцикле Минск М-106 Поларис.
Фото: YouTube.com, zr.ru




