Главная Новости Роторные мотоциклы «Днепр»: советские байки, которые почти 30 лет готовили к серийному выпуску
Новости

Роторные мотоциклы «Днепр»: советские байки, которые почти 30 лет готовили к серийному выпуску

Советские мотоциклы Днепр с роторно-поршневыми двигателями: история разработки, испытания, технические особенности и причины, почему не вышли в серию.
single
Фото: Carsweek.ru

В сельской местности сегодня можно встретить немало мотоциклов «Днепр», однако большинство из них находятся в неудовлетворительном состоянии. Несмотря на интересную конструкцию, эти модели страдают рядом существенных недостатков, особенно по сравнению с современными транспортными средствами.

Все серийные мотоциклы «Днепр», как и их «собратья» с завода «Урал», имеют корни, уходящие к немецким довоенным BMW. В основе конструкции — устаревшие оппозитные двигатели, потребляющие до 10 литров топлива на 100 километров. Даже при модернизации системы подачи топлива расход удаётся снизить незначительно, а динамические характеристики и скорость «родных» моторов далеки от современных стандартов.

Между тем, в СССР в течение почти 30 лет шли разработки по оснащению мотоциклов «Днепр» роторно-поршневыми двигателями. Самые новые версии этих моторов по ресурсу превосходили традиционные оппозиты, сообщает издание «carsweek.ru».

Предпосылки

В конце 1950-х годов немецкие инженеры Вальтер Фройде и Феликс Ванкель представили миру роторно-поршневой двигатель, предназначенный прежде всего для автомобилей. Хотя новая технология имела свои недостатки, она открывала значительные перспективы: компактные и лёгкие моторы могли выдавать значительно большую мощность по сравнению с классическими ДВС.

Автопроизводители поначалу настороженно отнеслись к новинке, однако Феликсу Ванкелю удалось продвинуть свой двигатель на рынок. В 1967 году на конвейер вышли серийные автомобили NSU Ro 80, выпускавшиеся на протяжении 10 лет. Однако большинство автоконцернов отказались от внедрения роторных моторов из-за высоких затрат на переоборудование производств. Интерес проявили лишь отдельные компании, в частности, японская Mazda.

Советские инженеры также начали эксперименты с роторно-поршневыми двигателями, причём задолго до появления NSU Ro 80. В СССР сразу рассматривалась возможность применения инновационных моторов не только в автомобилях, но и в мотоциклах, оценив их потенциал для отечественной техники.

Первые образцы

В 1961 году Центральное конструкторско-экспериментальное бюро мотоциклостроения в Серпухове разработало первый отечественный роторно-поршневой двигатель — РД-250. Эта модель представляла собой опытный образец и не предназначалась для массового производства.

РД-250 отличался компактностью, имел чугунный корпус и работал стабильно до 6 000 оборотов в минуту, выдавая мощность 8,5 л.с. В дальнейшем удалось повысить обороты до 9 000 и увеличить мощность вдвое — до 17 л.с. Эксперимент показал перспективность роторных моторов для мотоциклов, и специалисты перешли к созданию новой серии двигателей.

Перед инженерами поставили задачу: разработать силовой агрегат для установки в мотоциклы с коляской, выпускаемые в Киеве и Ирбите, мощностью не менее 30 л.с. Уже в 1970 году был создан двигатель РД-350В мощностью 30,5 л.с., который установили на шасси тяжёлого мотоцикла Днепр К-650 для ходовых испытаний.

Испытания показали хорошие динамические характеристики, однако ресурс двигателя оказался низким — первый опытный мотор вышел из строя уже через 100 часов работы. Повторные попытки с другими экземплярами РД-350В показали аналогичные проблемы с надёжностью, что потребовало дальнейшей доработки конструкции.

РД-500В

В 1972 году специалисты из Серпухова разработали новый роторно-поршневой двигатель РД-500В с рабочим объёмом 500 см³ и мощностью 40 л.с. Для увеличения ресурса внутри рабочей камеры применили специальное хромовое покрытие, а корпус изготовили из алюминия для снижения массы. Эти моторы планировалось устанавливать на мотоциклы Днепр МТ-9.

В 1974 году была собрана опытная партия из 10 мотоциклов с роторными двигателями, некоторые из них оснастили системой впрыска топлива. Однако от впрыска отказались из-за сложностей с запуском двигателя при низких температурах и нерентабельности внедрения этой технологии на массовом производстве.

Все 10 опытных мотоциклов МТ-9 «Днепр» не выдержали ресурсных испытаний — проблемы с надёжностью роторных моторов остались нерешёнными, несмотря на хромированное покрытие камеры.

РД-501

В 1973 году появился следующий экспериментальный двигатель — РД-501, оснащённый никасиловым покрытием рабочей камеры, аналогичным тому, что впоследствии применяли на моторах BMW. Эта технология уже использовалась на серийных автомобилях NSU Ro 80 с 1967 года. На мотоциклы МТ-9 с РД-501 устанавливали бесконтактную систему зажигания.

В сумме было собрано 30 мотоциклов с роторно-поршневыми двигателями РД-501, которые показали заметно увеличенный ресурс. Однако в летнее время моторы страдали от перегрева, поскольку системы воздушного охлаждения было недостаточно для эффективной работы.

Пора запускать в серию?

В 1976 году был создан двигатель РД-510 с жидкостным охлаждением и мощностью 48 л.с. В последующие годы в Серпухове собрали партию из 30 мотоциклов «Днепр» с этими силовыми агрегатами, которые передали для испытаний в местные колхозы.

К 1988 году инженеры смогли представить два усовершенствованных роторно-поршневых двигателя для мотоциклов, в их разработке был учтён опыт АВТОВАЗа с мотором ВАЗ-111. Первый двигатель, РД-515, имел мощность 38 л.с., второй, РД-601, достигал 51 л.с. На испытаниях оба мотора показали ресурс около 50 тысяч километров, что уже превышало показатели традиционных оппозитных двигателей.

Однако в этот период в СССР развернулась «перестройка», предприятия переходили на самофинансирование, и средств на запуск новых моделей в серию не нашлось. В итоге было выпущено всего 40 экземпляров мотоциклов с роторными двигателями, часть которых сейчас находится у частных коллекционеров в России.

Справка

«Днепр» — тяжёлый дорожный мотоцикл с боковым прицепом, выпускавшийся Киевским мотоциклетным заводом (КМЗ).

Ранее редакция рассказывала о причинах, по которым советский роторный мотоцикл «Урал» не был запущен в серийное производство.

Фото: YouTube.com, ru.wikipedia.org

Источник

Нравится нашим читателям

Статьи

Автопутешествие по России: как подготовиться к долгому пути и сделать поездку комфортной

Редакция·29.07.2025
Статьи

Драйв без компромиссов: 50 автомобилей эксклюзивной версии EXEED EXLANTIX ES SPORT

Редакция·19.08.2025
ТестыСтатьиОбзоры

Как редакция Time Out отправилась в долгое путешествие на автомобиле и не рассорилась

Редакция·27.06.2024
Статьи

Дистиллированная вода для авто: зачем нужна и как хранить

Редакция·14.02.2025