С 1 декабря в России начали действовать обновлённые правила расчёта утилизационного сбора на автомобили, предусматривающие прогрессивную шкалу тарифов для машин с мощностью двигателя выше 160 л. с. Базовая ставка по-прежнему определяется объёмом двигателя, однако мощные автомобили теперь облагаются ощутимо большими сборами.
Льготные коэффициенты установлены только для частных лиц, импортирующих автомобили с двигателями до 160 л. с. для собственного использования. Для остальных транспортных средств с большей мощностью действуют увеличенные ставки утилизационного сбора.
Глава Минпромторга Антон Алиханов подчеркнул, что новые правила существенно не затрагивают стоимость автомобилей отечественного производства и не скажутся на положении большинства российских автовладельцев. По данным министерства, за десять месяцев 2025 года доля автомобилей российского производства на внутреннем рынке поднялась до 55% против 44% годом ранее. В ведомстве заявили о намерении увеличить этот показатель до 80% к 2035 году для автомобилей, производимых в стране.
Алиханов также отметил, что основную часть автомобильного парка России — порядка 80% — составляют легковые машины с двигателями мощностью до 160 л. с. Для граждан, которые ввозят такие автомобили для личного пользования, сохраняются действующие льготы. По словам министра, повышенные ставки утильсбора не затрагивают эту категорию.
Автоэксперт Сергей Целиков сообщил, что в связи с новыми изменениями возможен рост цен на новые автомобили в России на 5–10% в ближайшие три–шесть месяцев, а также дополнительные ценовые колебания, связанные с возможной динамикой курса рубля. Как полагает эксперт, временно может снизиться объём частного импорта автомобилей с мощностью свыше 160 л. с., наоборот, поставки более доступных моделей до 160 л. с. окажутся в плюсе. При этом наибольший удар ощутит сегмент премиальных брендов, традиционно представленный мощными моделями.
Автор: Андрей Сундуков





