Содержание:
В Советском Союзе особые мотоциклы разрабатывали нечасто. Чаще всего их выпускали для спорта или спецподразделений. Одной из таких редких моделей стал Урал М-100, который был создан в начале 1960-х годов как патрульный мотоцикл с коляской для ГАИ. Его отличительной чертой стал мощный двигатель, обеспечивавший уникальные для того времени динамические характеристики и высокую максимальную скорость.
Этот патрульный мотоцикл оказался самым быстрым в истории советских правоохранительных органов. Редакция carsweek.ru подготовила материал о необычном байке, который, несмотря на статус серийной модели, был выпущен в количестве всего около двух десятков экземпляров.
Зачем и почему
В начале 1960-х годов основным транспортом для инспекторов ГАИ были мотоциклы Урал М-61 и М-62. Эти тяжёлые машины с колясками отличались высокой проходимостью и способностью перевозить до двух пассажиров и значительное количество оборудования. Однако их скорость оставляла желать лучшего — автомобилисты-нарушители могли легко скрыться от погони.
Сложившаяся ситуация требовала появления нового, более быстрого мотоцикла для патрульных служб. Переход ГАИ на автомобили был невозможен из-за ограниченного автопарка, и мотоциклы оставались основным средством передвижения.
В 1962 году было принято специальное Постановление, которое предусматривало разработку современного и скоростного патрульного мотоцикла для замены устаревших моделей.
Техническое задание
В рамках нового проекта позволили использовать тяжёлые мотоциклы без колясок. Для новой модели "Урал" было сформулировано задание: две версии — с боковым прицепом (разгон до 120 км/ч) и без (до 150 км/ч). Технические требования составлялись с учётом зарубежных аналогов. Планировалось оснастить мотоцикл развитой системой ветрозащиты, гидравлическими тормозами и ручным тормозом.

Фото: Carsweek.ru
В комплектацию должны были входить сирены, громкоговорители и другое специальное оборудование, что требовало доработки электрической системы. Главной задачей стала максимальная скорость: 150 км/ч для одиночной версии при полной загрузке. На тот момент ни один советский мотоцикл не мог похвастаться такими характеристиками — даже чехословацкие Jawa были значительно медленнее.
Реализовать столь амбициозный проект было под силу лишь Ирбитскому мотозаводу, где работал отдел по созданию спортивных машин и применялись нестандартные инженерные решения.
Прототипы
Инженеры Ирбитского завода справились с задачей оперативно: в 1963 году были собраны два прототипа — один с коляской, другой без. Оба прошли заводские испытания и дальние пробеги, накатав к 1964 году по 10 тысяч километров каждый.
Внешне прототипы напоминали серийные Уралы М-62, но отличались новым обвесом: увеличенным ветровым стеклом, развитым передним обтекателем и наколенниками по бокам.

Фото: Carsweek.ru
На бензобаке был установлен специальный держатель для милицейского планшета, чтобы инспектору было удобнее оформлять документы на месте.
Главная «изюминка»
Хотя прототипы напоминали Урал М-63, конструктивно это были новые модели. Главное отличие — двигатель увеличенного объёма в 1 040 см³. Мощность выросла с 28 л.с. (у М-62) до 50 л.с., как и было запланировано.
Первые моторы выдавали 40 л.с., поскольку их конструкция с анкерным креплением цилиндров и работа на бензине А-72 не позволяла достичь большего. Однако даже этих сил не хватало — максимальная скорость одиночной версии достигала лишь 132 км/ч, а с коляской — 108 км/ч. Для достижения желаемых показателей инженеры продолжили доработку мотора.

Фото: Carsweek.ru
В результате мотор стал более оборотистым (с 4,5 до 5,2 тысячи оборотов), изменили форму камеры сгорания и крепление цилиндров. Итог — мощность достигла 50 л.с.
Доработки
Однако и этого оказалось недостаточно для достижения целевых скоростей. Потребовалась либо новая, ещё более мощная версия двигателя, либо улучшение аэродинамики. Был переработан передний полуобтекатель, что позволило повысить обтекаемость и снизить сопротивление воздуха. В 1965 году появились ещё три опытных байка, которые уже соответствовали техническим требованиям: 120 км/ч с коляской и 150 км/ч — без.

Фото: Carsweek.ru
Мотоциклы успешно прошли заводские и государственные испытания, после чего было принято решение о запуске мелкосерийного производства, несмотря на некоторые замечания.
Мелкосерийное производство
В 1967 году началась ручная сборка первой партии — 12 мотоциклов с колясками, все с учётом полученного опыта и доработок. Изначально планировалось выпускать до 1 500 экземпляров ежегодно.
Однако производство серьёзно ограничивали нехватка кадров, оборудования для литровых моторов, финансов и производственных площадей. В результате было собрано всего около 25 мотоциклов, которые поступили в подразделения ГАИ. Служили они около 10 лет, но из-за отсутствия запасных частей для уникального двигателя ремонтировать их было крайне сложно.
До наших дней, по оценкам, сохранилось всего около 10 этих уникальных и скоростных "Уралов", несколько из которых находятся в частных коллекциях.
Справка:
Урал М-63 — советский тяжёлый мотоцикл с коляской.
Ранее редакция рассказывала о мотоцикле «Урал» ИМЗ М-73, который был уничтожен из-за бюрократических препятствий, а также о причинах, по которым роторный «Урал» так и не пошёл в массовое производство.
Фото: Youtube.com, auto.ru





