Главная Новости Легендарные советские мотоциклы: оппозиты «Днепр» и другие выдающиеся модели КМЗ
Новости

Легендарные советские мотоциклы: оппозиты «Днепр» и другие выдающиеся модели КМЗ

История мотоцикла Днепр от КМЗ: развитие моделей, технические особенности, особенности производства и почему байки до сих пор востребованы.
single
Фото: Carsweek.ru

Два мотоциклетных завода пережили распад Советского Союза — ИМЗ и КМЗ. Первый продолжил выпуск мотоциклов под маркой «Урал», а второй — под названием «Днепр». Сегодня редакция портала carsweek.ru уделяет внимание истории киевских мотоциклов.

Первым был вовсе не оппозит

Киевский мотоциклетный завод начал работу в 1945 году, изначально ориентируясь на выпуск лёгкой техники. С этой целью на предприятие поступило немецкое оборудование марки Wanderer.

Первой моделью КМЗ стал К1-Б «Киевлянин» — практически полная копия Wanderer-1Sp. В 1946 году двигатели для этих мотоциклов доставляли из Германии, однако вскоре инженеры наладили производство отечественного мотора, основанного на конструкции Sachs 98. С 1947 года К1-Б начал оснащаться этими агрегатами.

Максимальная скорость первой модели достигала 50 км/ч, что было весьма неплохим результатом для двигателя объёмом всего 98 см³.

Кроме двухколёсных К1-Б, на КМЗ выпускали также две трёхколёсные версии: «инвалидку» К1-В, предназначенную для бесплатной раздачи инвалидам, и грузовой трицикл К1-Г, который поставлялся на различные предприятия и почтовые отделения. В розничную продажу эти модели не поступали.

В 1952 году производство лёгких мотоциклов серии К1 было полностью прекращено. Руководство решило сосредоточить силы на выпуске оппозитных мотоциклов с колясками.

Первые оппозиты

Ситуацию на предприятии изменило закрытие Горьковского мотозавода в 1949 году. Оборудование и около сотни специалистов были переведены в Киев, где начался выпуск тяжёлых мотоциклов с оппозитными двигателями.

В 1952 году на КМЗ появились первые мотоциклы М-72, детали для которых частично поступали из Ирбита. Уже к 1953 году производство было полностью освоено в Киеве. Модель оснащалась четырёхтактным двигателем объёмом 750 см³ и мощностью 22 л.с.

В этом же году в серию пошла обновлённая версия — М-72Н, отличавшаяся более надёжной конструкцией, модернизированной передней вилкой, тормозами и колёсами. Объём и мощность двигателя остались прежними.

Киевские мотоциклы отличались гражданской направленностью, в отличие от ирбитских аналогов. Практически следом за освоением новых моделей, конструкторы КМЗ приступили к разработке спортивных байков. В 1956 году появились К-750СМ и М-53С, выпускавшиеся ограниченными партиями для спортивных секций.

Самый легендарный

В 1958 году КМЗ приступил к серийному выпуску новой модели — К-750. Этот мотоцикл стал настолько популярным, что пользуется спросом на вторичном рынке и сегодня. За девять лет было выпущено чуть более 101 тысячи экземпляров.

В отличие от М-72, К-750 собирали исключительно в Киеве. Новинка отличалась повышенным комфортом: сзади появились гидравлические амортизаторы, а у бокового прицепа — резиновые рессоры.

Двигатель сохранил объём 750 см³, однако мощность была увеличена до 26 л.с., а расход топлива уменьшен примерно на 10%.

Ключевая особенность модели — привод на колесо бокового прицепа, что значительно повысило проходимость в сельской местности, хотя и осложнило управление.

В 1964 году появилась модернизированная версия К-750М. Основной задачей было повышение комфорта и надёжности. Мотоцикл получил улучшенное охлаждение двигателя, новую коробку передач, телескопическую вилку и усовершенствованную тормозную систему.

«Днепр»

В начале 1960-х годов конструкторы КМЗ разработали верхнеклапанный двигатель, который дорабатывался вплоть до 1968 года с учётом отзывов владельцев К-750.

Новый мотор объёмом 650 см³ выдавал 32 л.с. и стал основой для первой модели с собственным именем — «Днепр» (МТ-8). В этой версии отказались от привода на боковое колесо.

В 1971 году начался выпуск МТ-9 «Днепр» с задней передачей, что упростило маневрирование в ограниченных пространствах. Двигатель остался прежним.

В 1974 году появилась модель МТ-10 с 12-вольтовым электрооборудованием, что сделало светотехнику ярче. Кроме того, изменились сиденье и форма бензобака.

МТ-10-36, выпущенный в 1977 году, получил новые карбюраторы, увеличившие мощность двигателя до 36 л.с.

В 1978 году на рынке появился МТ-12 с ходовой частью от К-750М и современной коробкой передач с задним ходом.

С 1984 года выпускалась модель МТ-11, в которой мощность двигателя уменьшили до 32 л.с. для повышения тяги на низких оборотах.

В 1986 году на КМЗ представили самый совершенный «Днепр» с коляской — МТ-16 с агрегатом от МТ-11.

В 1991 году завод выпустил две модели «одиночек» — КМЗ 8.157.01 «Соло» и КМЗ 8.157.02, которые после распада СССР остались невостребованными.

Сегодня мотоциклы КМЗ можно приобрести в России по относительно доступной цене — за хорошо сохранившиеся экземпляры просят от 50 тысяч рублей.

Справка:

«Днепр» — тяжёлый дорожный мотоцикл с боковым прицепом, производившийся Киевским мотоциклетным заводом.

Ранее редакция рассказывала, почему советский роторный мотоцикл «Урал» так и не поступил в серийное производство.

Фото: YouTube.com, autonews.ru

Источник

Нравится нашим читателям

Статьи

Что такое ПТС и СТС автомобиля: расшифровка аббревиатуры и чем отличаются эти документы

Редакция·08.09.2018
Статьи

Отзывы о Belgee X50: реальный опыт владельцев белорусского кроссовера

Редакция·29.08.2025
ОбзорыСтатьи

Пусковое устройство для автомобиля: ваш надежный помощник в экстренных ситуациях

Демид Поршнев·04.02.2025
Статьи

5 фильмов, в которых главную роль сыграли автомобили

Демид Поршнев·20.08.2025