Статьи

Самые легкие деньги: 12 часов из жизни Яндекс.Таксиста

single
— Здравствуйте! Ой, как странно — мы уже 10 минут пытаемся машину заказать, а вы всё это время прямо здесь стоите! — Дело в том, что я только что нажал зеленую кнопку в приложении. Было непросто разобраться, что тут и как. Я, понимаете ли, только что начал работать :). Чрезвычайно вежливая женщина садится на переднее кресло, а симпатичную дочку усаживает назад. Едем поступать в РУДН. Дочка за всю дорогу ни разу не оторвала глаз от своего айфончика, а мама ведет себя так, будто не она мне платит, а я — ей. Достаточно типичное поведение советского человека. Что ж, мой первый рабочий день в Яндекс-такси начался неплохо. Вот бы все пассажиры были такими же!

Раньше ведь как было? Если у мужика есть хоть какая-то машина, то с голоду он точно не умрёт. Кончились деньги — ну выехал в город, побомбил, на хлеб с маслом хватило. Пару-тройку тысяч за вечер всяко-разно можно заработать. Да, я сам так делал. Но те времена прошли, как бензин по 6 рублей и доллар по 25. Сейчас встретить голосующего на обочине человека — все равно, что девушку без макияжа. Еще можно, но уже считается большой удачей. Жители мегаполисов перешли на заказ такси со смартфона. Это удобно, надежно, дешево, безопасно — ну, вы и сами в курсе. Что же делать человеку, который хочет работать таксистом? Оказаться по ту сторону приложения «Убера» или «Яндекса». Это не так сложно — я сам попробовал.

Давайте сразу скажу неприятную вещь: я всегда относился к таксистам примерно так же, как к проституткам. В том смысле, что это люди, конечно, нужные и важные, но уважать-то их вроде как не за что. Если человек занимается такой работой, то это говорит об одном — он в своей жизни не научился ничему, не получил никакой профессии. Ведь водить машину — это не профессиональный навык, это любой уважающий себя мужик умеет. Собственно, контингент таксистов красноречиво подтверждает этот тезис — во всем мире профессия оккупирована низкоквалифицированными гастарбайтерами. И тут рождается вопрос — если таксистом становится неглупый человек с высшим образованием, может ли он заработать больше других? Забегая вперёд — да, может. Но есть нюансы. В общем, я подключился к «Яндекс.Такси». Для того, чтобы сделать это, нужно устроиться на работу в таксопарк, потому что Яндекс работает только с таксопарками. Стать водителем в Uber можно и без посредников (это, собственно, основная фишка «Убера»). Но для этого нужно иметь свой ИП и свой автомобиль, подходящий для работы в такси — недорогой, практичный, вместительный, новый. И экономичный, конечно. Опытные бомбилы в свое время считали, что граница рентабельности — расход бензина в 9 литров на 100 км. Если машина прожорливее, то ты больше потратишь, чем заработаешь. С тех пор бензин подорожал, а такси подешевело! Одним словом, у меня нет своей машины для таксования на «Убере». Я, правда, все равно подал заявку — это делается на этой страничке. Там, кстати, есть обучающее видео для водителей — посмотрите, это интересно. После заявки операторы «Убера» оставили мне на автоответчике ПЯТЬ сообщений и послали три SMS. Я не специально их игнорировал — так получилось. Но факт характерный. В настоящее время в Москве создался огромный дефицит хороших водителей. Вот вы думаете, что такси-службы бьются за клиентов, но на самом деле они гоняются за водителями, заманивают их различными бонусами, готовы предлагать самые шоколадные условия. Если нет своей машины — можно машину арендовать. Другой вариант — устроиться в таксопарк. Здесь заработок, на первый взгляд, меньше — нужно платить за услуги таксопарка. Но если честно подсчитать амортизацию своей личной машины, все траты на страховку, ТО, резину, оформление ИП и лицензии таксиста… Оказывается, что выгода не такая уж большая. Но об этом позже.

Итак, я приехал устраиваться в такси «Букет». Они работают с «Яндексом» и входят в четверку крупнейших таксопарков Москвы — на линии 700 автомобилей! Есть также компании, которые работают с «Убером», Gett, и прочими службами. Различия, по большому счету, на уровне ощущений. Скажем, «Яндекс» плотно работает с Шереметьево, а Gett — с Домодедово. Но главное — условия у сервисов постоянно меняются. Уже через полгода добрая половина этой статьи будет неактуальна! Добираюсь до нужного адреса. Глухая промзона плотно заставлена желтыми такси, у ворот курят смурные пузатые мужики. База «Букета» похожа на такси-мафию из разных серий GTA и «Джона Уика 2» — так и ждешь, что ворота за твоей спиной захлопнутся и мужики достанут биты. Тем не менее, меня встречают весьма приветливые дамы. Хороших таксистов здесь готовы носить на руках, регулярно расцеловывая.

На работу я устроился без проблем. Трудовая книжка здесь не нужна. Самым сложным было обходиться без алкоголя двое суток — знающие люди напугали, что иначе не пройти медосмотр перед выездом на линию. В остальном — нужно иметь паспорт и права (в «Букете» принимают исключительно российские), знать Москву и быть внимательным. Процесс устройства начинается с просмотра пакета обучающих видео от «Яндекса» — как пользоваться приложением, как общаться с пассажирами и так далее. Затем — экзамены от «Букета» и от «Яндекса». Таксопарк просит заполнить развернутую анкету с указанием прошлых мест работы, образования и т.д., а также ответить на вопросы типа «где находится Боткинская больница» и «По какому шоссе нужно ехать в Ивантеевку».

Экзамен «Яндекс-такси» — автоматический. В углу отдела кадров стоит специальный желтый аппарат с шашечками и висящей над ним камерой. Нажимаешь кнопку «Готов» и потом проходишь длиннейший тест с вопросами типа «по какому поводу можно позвонить пассажиру».

Я успешно сдаю все тесты, прохожу медосмотр, подписываю нужные договора и получаю ключи от «Октавии» с желтыми номерами и планшет с установленным приложением. Не тем, что у вас на айфончике, а специальным водительским, оно существует только для «Андроида», поскольку у таксистов айфонов обычно не водится. Планшет никак не хочет держаться в специальной держалке, намертво прикрученной к панели приборов. Приходится держать его на коленях. К середине дня я смогу победить держалку, заклинив в ней планшет обертками от сникерсов. До того, как начать ездить, нужно пройти обряд посвящения от «Яндекса» — приложение последовательно просит сфотографировать машину со всех сторон, салон, багажник, своё лицо с правами, и так далее. Такой обряд потом придется проходить раз в несколько дней. Так в «Яндексе» следят, чтобы машины были чистыми и не мятыми. Моя машина не просто не мятая — на одометре меньше 100 километров. В «Букете» работают исключительно «Октавии» и парк постоянно обновляется. Здесь уместно вспомнить совершенно прекрасную историю про умирающие «Волги» от «Нового желтого такси» — почувствуйте разницу!

От моего прихода в таксопарк до выезда на линию прошло около пяти часов. Справедливости ради — можно было справиться в два раза быстрее, если бы не моя журналистская любознательность и моё же врожденное раздолбайство. Пойдете по моим следам — заранее запаситесь андроид-планшетом с работающим интернетом и не задавайте миллион лишних вопросов. Наконец все формальности позади. Я нажимаю зеленую кнопку. В следующие 10 минут ничего не происходит. Звоню в таксопарк. «Все нормально, просто у вас пока низкий рейтинг и система не дает вам заказов». Новенькому водителю присваивается рейтинг по умолчанию — 4.6. В дальнейшем, с появлением оценок пассажиров, рейтинг таксиста растет или снижается. Учитываются оценки только за последние два месяца, плюс «несгораемые» оценки, полученные на экзаменах и при проверках «Яндекса». А сервис постоянно проверяет водителей — может внезапно запросить сделать фотографию, подослать «тайного покупателя», и так далее. За первый час я получаю всего два заказа. Но через какое-то время жизнь налаживается — новые заказы начинают появляться всё чаще. Кошелек понемногу толстеет, «на безнал» тоже капают деньги. Да, это невероятно, но половина пассажиров предпочитает платить наличкой! Мне сложно объяснить, почему эти люди не могут привязать свою карту к приложению, но для таксиста это хорошо — хотя на расчет «кэшем» уходит какое-то время, почти никто не требует сдачи, а многие даже специально оставляют чаевые. Среди безнальщиков таких нет вообще.

— Братан! Давай, вон до того Макдака доедем, там пожрать чо купим, и обратно нас отвезёшь, погнали? — на задний диван забираются два веселых типа и салон наполняется густым запахом марихуаны. В Макдональдсе парни покупают еды на 2000 рублей, и угощают гамбургером меня. Да еще и оставляют сотку чаевых. Кажется, мне повезло столкнуться с демо-версией «Пьяного мажора». Мифический персонаж, о котором рассказывают легенды в курилках таксопарков и на интернет-форумах. Встретишь Пьяного мажора — и он обеспечит твой заработок на неделю вперёд. Сотню баксов за 5-минутную поездку или пару тысяч за доставку из «Пушкина» домой на Рублевку — Пьяный мажор способен на всё!

Вечерний час пик я успешно пробакланил, оказавшись к шести вечера в Подмосковье. Дело в том, что при получении заказа обычно не видно, куда поедет пассажир, поэтому я просто беру всё подряд, надеясь, что маршрут совпадет с нужным мне направлением. Надежды не оправдываются, и я оказываюсь всё дальше от МКАД, увязнув в цепочке поездок по 60 рублей — в подмосковных городках минимальная поездка в два раза дешевле, чем в Москве. Разумеется, такие заказы убыточны, поэтому Яндекс доплачивает водителю. За каждую поездку я получаю минимум 200 рублей, даже если пассажир заплатил 75 или 100. По-хорошему, в шесть вечера нужно было быть в центре, подхватывая офисный планктон, едущий домой. Утром, соответственно, нужно ловить пассажиров на окраине. Ночью в субботу — у ночных клубов. Еще можно рыбачить у аэропортов — одна поездка из «Шарика» в Люберцы может дать добрую половину дневного дохода. В общем, это всё стратегия, к которой хитрые таксисты приходят с опытом. У меня опыта пока нет, и я тупо беру все заказы подряд. Это немного выматывает. Ближе к ночи я первый раз оказываюсь в аэропорту. Найти пассажира на дорогу обратно в Москву оказывается непростой задачей. На стоянке — десятки, если не сотни машин с шашечками. При этом желтые номера не дают никакого приоритета — 15 бесплатных минут, и нужно уезжать из аэропорта. Вставать на трассе с аварийкой бесполезно — заказы будут получать ближайшие таксисты, которые уже за шлагбаумом. Я уезжаю в город Домодедово, ловить пассажиров там. Позднее цепочка заказов снова приведет меня в аэропорт. На этот раз я меняю стратегию: нашёл место в лесу (но не дальше 4 км, в пределах которых приложение позволяет взять заказ), откинул кресло и решил немного поспать, выставив планшет на максимальную громкость. Расчет оказывается верным — через час система отдает мне пассажира до центра, я просыпаюсь, успеваю взять заказ (а сделать это надо за 10 секунд, иначе заказ улетает другому таксисту!) и забрать семью с чемоданами, прилетевшую из Абакана.

— Молодой человек, смотрите на дорогу! — внезапно делает мне замечание недовольный пассажир. Я застрял в пробке и слишком долго добирался до его дома, а сейчас, как показалось пассажиру, лишний раз посмотрел в планшет. Впрочем, дороги до аэропорта оказалось достаточно, чтобы недовольный подобрел и поставил мне «пятерку». Еще была компания подвыпивших дам в Мытищах, которые хором требовали поворачивать в разные стороны, намекали, что я за рулем первый раз, громко спорили со мной, друг другом и навигатором. Все остальные пассажиры, которых я возил, оказались вполне милы и вежливы — никакого сравнения с клиентами домашнего мастера в формате «Муж на час». Да-да, такой работой я тоже когда-то занимался и там среди заказчиков чудаков куда больше, чем нормальных людей. А дамы из Мытищ тоже поставили пятерку. Вежливость — главное оружие вора! © «Джентльмены удачи».

Позже мне повезло оказаться в аэропорту еще раз, теперь в Шереметьеве. Здесь всё хорошо — у «Яндекса» есть договор, по которому можно официально дежурить «на первой линии» терминала D. Заказ достается мне еще до того, как я высаживаю у соседнего терминала улетающих на Кипр отпускников. Вскоре мне начинают звонить тетеньки из таксопарка и настоятельно просят завязывать — я уже 10 часов на линии, и это явно много. После 12 часов смену могут закрыть насильно — так таксопарк и сервис борется с усталостью водителей. Развожу еще несколько пассажиров и нажимаю кнопку «домой». Домом настроен адрес «Букета». Система подбирает заказы, которые можно выполнить по пути. Хорошая кнопка, но нажимать ее можно не больше трех раз за смену. Добираюсь до таксопарка, сдаю машину специально обученным людям, заявляюсь в бухгалтерию за деньгами, которые пассажиры перечисляли мне по безналу, и еду домой спать. Впечатлений за смену вполне хватило — я отлично разобрался в работе приложения и научился многому другому. Набрал достаточно материала для статьи, да еще и денег заработал. Плюс у меня теперь есть рабочий аккаунт в «Яндекс-такси», который мне пригодится, когда настигнет старческая деменция и я не смогу больше писать. Сама по себе работа таксиста — не бей лежачего. Получил заказ — забрал пассажира — отвёз пассажира — получил новый заказ. Полный релакс мозга. По сравнению с журналистской работой, когда нужно одновременно писать четыре статьи (сейчас я как раз этим занят) и ещё для пяти заказчиков придумывать отмазки, когда сдашь остальные — это просто катарсис. Но, чтобы зарабатывать много (а зачем еще идти в такси?), нужно все-таки включать мозг. Вот смотрите. Я пробыл на линии в общей сложности 12 часов. Официальный доход за это время составил 8 670 рублей. Означает ли это, что за 30 дней можно заработать 260 000 тысяч? Ну… не совсем так. Считаем: сначала с этой суммы вычитается 20% — это комиссия Яндекса и таксопарка. Остается 6 936 рублей. Вычитаем 2150 рублей, которые стоил прокат автомобиля и планшета (это прибыль «Букета»). Остается 4 786 рублей. На бензин ушло около 1 100. Итого на руках осталось 3 686 рублей. Это за 12 часов работы, считай — за полтора стандартных рабочих дня офисного планктона. То есть за месяц, отработав 15 смен, я бы заработал около 55 тысяч. А теперь, внимание, сюрприз! Среднестатистические московские таксисты зарабатывают 30-40 тысяч. Притом, что для меня это была первая смена, на которой я по неопытности упустил много денег. И притом, что мотивация профессиональных таксистов должна быть сильно выше — для меня-то это была, считай, игра.

Давайте поговорим о том, как не быть среднестатистическим таксистом и зарабатывать много.

1. Ездить сутки напролет

Звучит логично, ведь машину-то ты арендуешь как раз на 24 часа, так зачем ей простаивать? Плюсы: можно заработать много. Минусы: это крайне не одобряется или прямо запрещено агрегаторами и таксопарками, к концу рабочей смены ты будешь тупить, хамить, вонять и получать «двойки» от пассажиров, рано или поздно такой режим приведет к аварии, и, наконец — существовать так возможно месяц-два, от силы — три. На большее никакого человеческого организма не хватит. Впрочем, известно, что некоторые персонажи так делают — например, когда очень срочно нужны деньги, а потом всё равно помирать. Или вахтовики — пару месяцев круглосуточно пашет в Москве, потом возвращается в Усть-Зажопинск.

2. Работать со сменщиком

Если первый вариант — для самых, эээ, прямолинейных таксистов, то этот — для самых умных. Нужно найти сменщика и делить машину с ним. То есть у каждого должен быть свой аккаунт в «Яндексе» и договор с таксопарком, но машина будет одна на двоих. У таксопарков есть специальный тариф для работы со сменщиком. Так машина может ездить большую часть суток, простоя будет меньше. Режимов работы тут может быть несколько, но самый популярный называется «2 через 2». Это когда ты берешь машину на 48 часов и 32 из них проводишь за рулем, а 16 — во сне. В таком режиме можно существовать многие годы. Плюсы: минимален простой машины, максимальна концентрация на работе (а когда машина у тебя всю неделю — постоянно придется возить детей в школу, тещу на дачу, жену на маникюр и выполнять прочие повинности человека «тыжсмашиной»). Минусы: нужно найти приличного сменщика-соседа и четко организовывать смены.

3. Хорошо работать

От выставленных пассажирами оценок зависит то, насколько быстро тебе прилетают заказы. Двоечники могут долгое время курить бамбук в ожидании пассажиров, отличники же получают заказы мгновенно. Я за свои 36 заказов получил 36 пятерок — уже к концу первой смены эффект стал ощутим. Оговорка: такой режим работает в «Яндекс.Такси». В Убере оценки водителей не учитываются при распределении заказов — он просто прилетает ближайшему свободному таксисту, но при достижении негативного порога водителя отключают на время, со второго раза — навсегда. Как получать «пятерки»? Это вопрос психологии. Хороший таксист поймет, чего хочет пассажир — ехать вальяжно или быстро, поболтать или помолчать, и так далее. В плюс пойдут чистая одежда и машина, осторожная езда, понимающие разговоры (см. «до чего страну довели!»). При этом уроды все равно встречаются, без этого никак. Реальный случай: таксист справедливо не разрешил пассажиру курить, а тот поставил двойку с комментарием «водила всю дорогу смолил, как паровоз». Еще случай: пассажир захотел провезти огромного кавказца (в смысле собаку), таксист разумно отказался, пассажир оставил двойку, обвинив таксиста в пьянстве. Однако практика показывает: будь приличным человеком, и редкие уроды не смогут уронить твой рейтинг. «Да я сразу поняла, что вы не настоящий таксист», — вдруг говорит с заднего дивана брюнетка, похожая на Кортни Кокс. Буду считать комплиментом.

4. Правильно выбирать маршрут

Вот это очень интересный момент. С одной стороны, стояние в пробках все равно пассажир оплачивает таксисту. С другой — настроение пассажира от этого ухудшается, а с ним — и твои оценки. Я сам с удовольствием ставлю двойки таксистам, которые вдруг выбрали странный путь. Кроме того, большее количество заказов дает больший доход. И еще — пассажиры очень не любят ждать таксиста, который кругами ездит по району, не в силах найти дом. Здесь точность навигации очень важна. Свежий шедевр от Юбер-Ахмеда. Справедливости ради, Uber по моей жалобе пересмотрел цену поездки. 75 рублей вернули.

В таксометре «Яндекса» уже встроен Яндекс.Навигатор — для Москвы, очевидно, лучший выбор. Приложение «Убера» сейчас ездит по навигационной системе Дубльгиса, и Uber-таксисты пользуются навигатором Яндекса с личного телефона. Интересно, что будет после объединения двух сервисов (когда оно получит одобрение ФАС в конце-концов). Вообще работа строится так — у тебя появляется кнопка «принять заказ». В течении 10 секунд нужно успеть на нее нажать, после этого таксометр автоматически строит маршрут к клиенту. А затем — маршрут по адресу, названному клиентом. Иногда пассажиры предпочитают показывать дорогу самостоятельно. Чаще — доверяют таксисту. И почти всегда маршрут от «Яндекса» окажется оптимальным. Не забывайте только, что ни один навигатор пока не имеет такси-режима, а потому не учитывает автобусные полосы. А ведь такси с желтыми номерами (в отличие от личных Uber-машин) имеют суперспособность — объезд пробки по А-полосам. Это не только дико экономит время, но и самым благоприятным образом сказывается на настроении пассажира. Все стоят, а ты едешь — поди плохо? Говорят, Яндекс скоро добавит в карты режим для таксистов.

5. Ловить бонусы

Каждый такси-агрегатор имеет свои хитрости, причем они постоянно меняются. Чем-то это похоже на ачивки в «Цивилизации» или сайд-квесты в «Фоллауте». Например, за время моей работы появился такой квест бонус: сделай пять поездок в Домодедово за смену и получишь 500 рублей. Часто бонусы связаны с минимальным количеством поездок за неделю — это стимулирует таксистов не тупить, чаще выходить на линию, а также хитрить «а давайте мы вашу поездку на две разделим, а я вам 50 рублей дам». Многие гоняются за коэффициентами — они показываются на карте. Во время моей смены можно было зарабатывать в 1.4—1.6 раз больше, если ловить клиента в Мытищах или на Киевской. А в качестве пассажира я на днях выбирался с Рублевки под коэффициент 2.5! Но здесь, как и в РПГ, важно не потерять свой главный квест, гоняясь с ачивками — нужно соблюдать баланс!

6. Ездить на личной машине

Плюсы: не нужно платить за аренду, не нужно торопиться сдать машину или подстраиваться под сменщика. Минусы: во-первых, в такси может работать автомобиль не старше трех лет (у нас, оказывается, есть такой закон); во-вторых, твоя машина постоянно сильно теряет в стоимости. Плюс ты тратишься на резину, ТО, масло, ОСАГО. Тебе нужно париться по поводу лицензии. У тебя нет желтых номеров (очень важно!). В случае аварии ты предоставлен сам себе (а если бы я разбил машину «Букета», то заплатил бы лишь небольшую франшизу по Каско и на следующий день взял другую машину). Одним словом, машина из таксопарка оказывается лишь немногим дороже, но снимает массу головняков. А вот что точно стоит сделать — иметь личный планшет. Объявления о продаже б/у гуглофонов висят на доске объявлений в таксопарке. Там вообще интересная доска.

7. Ездить экономно

Меньше потратил бензина — больше заработал. В «Букете» работают только «Октавии» на «автомате». Таксопарку это выгодно: за 3-4 года, после которых машина продается, с такой коробкой ничего не случается. Но средний расход бензина у таксистов — 10 литров. У меня было поменьше, около 8,5 (спасибо дорогам в аэропорт). С механикой было бы еще меньше.

8. Выходить в высшие лиги

Собственно, Octavia — это уже класс «комфот». Заказы по «комфорту» стоят дороже, чем по «эконому». Есть и более дорогие классы и более дорогие агрегаторы типа Wheely. Там дороже машины, больше ответственности, выше требования к квалификации водителя, более требовательные пассажиры, поездки стоят дороже. Но самих поездок, как правило, меньше. То есть очень не факт, что водители «Е-классов» в такси «Командир» зарабатывают больше. Скорее всего, зарабатывают в лучшем случае столько же, просто поменьше ездят. Максимальный заработок — у такистов, которые: А) много ездят Б) выстраивают правильную стратегию.


И еще кое-что. С недавних пор экологическая милиция в Москве взяла моду дистанционно выписывать штрафы за парковку на газоне. Стоит оставить автомобиль во дворе, заехав парой колес на грунт — и ты можешь получить штраф за порчу зеленых насаждений. И если в случае личной машины штраф составит неприятные 5 000 рублей, то в случае машины, стоящей на юридическом лице (например, «Шкоды» от таксопарка «Букет») это уже будут нереальные 300 000 рублей. Да и ещё. Когда вызываете такси, то, пожалуйста: 1. Если есть хоть малейшие сомнения в том, что ваш подъезд сложно найти — позвоните таксисту, сэкономите время всем. 2. Выходите прямо к моменту подъезда такси. Не могу передать, как это бесит — ты приехал, нажал кнопку «на месте», и стоишь ждёшь. А пассажир пошёл в душ, краситься и одеваться. И выходит через 20 минут, с чувством собственного достоинства — ну а что, у Яндекса 10 минут ожидания бесплатные для пассажира, а еще за 10 он заплатил какие-то три копейки. А таксист сидит и думает — вот гад! Я бы уже три других заказа сделал, пока тут стою.

Простите, вырвалось. Не нарушайте ПДД, берегите себя, выбирайте хорошую работу!

На правах рекламы:
Доверяйте свой автомобиль специалистам высочайшего класса из MaDCaT Customs. Все работы выполняются специалистами с многолетним опытом работы в своей области.

Источник